Построение корпоративной системы развития и обучения персонала (Корпоративный университет)

52 ак.часа
Стоимость: 16 000
Подать заявку на участие
Дата, сроки проведения:
Место проведения:
Барнаул

Спикер(ы)

С изменением условий на рынках труда и профессионального образования все большее количество компаний приходит к осознанию необходимости создания корпоративной системы развития персонала в соответствии с бизнес-целями компании.

Курс состоит из серии семинаров, которые можно посещать отдельно:

  • Оценка и аттестация персонала (16 ак.часов)
  • Нормативно-правовое регулирование системы развития, обучения, адаптации и стажировки персонала (8 часов)
  • Построение учебного центра (корпоративной системы обучения и развития персонала) в организации (8 часов)
  • Эффективная система адаптации и наставничества персонала (16 часов)

 Удостоверение о повышении квалификации выдается при посещении всех четырех семинаров (!)

Цель семинара

Сформировать понимание составляющих элементов процесса корпоративного обучения, разработать алгоритм построения корпоративного университета компании, получить дополнительные знания и умения по его оптимизации, и повышению вклада университета в достижение стратегических целей предприятия.

В результате посещения семинара Вы узнаете

  • Как, когда и зачем следует «строить» корпоративный университет (КУ);
  • Каковы этапы построения КУ и сложности, возникающие в процессе его создания;
  • Как разработать программу внедрения КУ в бизнес-процессы компании.
  • Структуру целей, задач и стратегий корпоративного университета;
  • Ключевые методы и подходы к организации процессов формирования образовательных и других услуг университета;
  • Как организовать эффективное функционирование КУ на всех его уровнях.

Для кого предназначен семинар

Топ - менеджеры и владельцы компаний, руководители среднего звена, линейные менеджеры, сотрудники отдела обучения и развития персонала, специалисты в области управления персоналом, задачей которых является создание корпоративной системы обучения.

20-21 октября (с 10.00 до 18.00)  

Семинар 1. Оценка и аттестация персонала 

1.Политика компании в области управления человеческими ресурсами организации.

  • Взаимосвязь политики в области обучения и развития персонала с другими кадровыми процессами и корпоративной культурой компании.
  • Базовые принципы построения эффективной системы развития персонала.
  • Развитие сотрудников как персонал-технология.
  • Рискообразующие факторы кадровой   безопасности предприятия, человеческий фактор как источник риска.
  • Анализ системы развития и обучения персонала в организации
  • Управление карьерой и развитием персонала организации. Создание системы управления карьерой
  • Формирование кадрового резерва на предприятии. Планирование развития и карьеры персонала

2. Развитие и обучение в системе управления персоналом по компетенциям. Планирование обучения и развития персонала, исходя из потребностей организации.

  • Разработка комплексного плана развития персонала в соответствии с моделью компетенций и результатами оценки.
  • Корпоративная модель компетенций: принципы и методы разработки
  • Проектирование модели компетенций. Понятия компетенции и компетентность. Виды компетенций, особенности их использования.
  • Принципы и методы разработки корпоративной модели компетенций.
  • Технология описания уровней компетенций

3. Тебования к специалистам по обучению персонала, развитию, адаптации и стажировке персонала. Профессиональные компетенции

  • Профстандарт «Специалист по организации развития и обучения персонала»
  • Профстандарт «Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)»
  • Профстандарт «Специалист по управлению персоналом»
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

4. Оценка персонала

  • Взаимосвязь процессов оценки и развития персонала.
  • Определение целей и задач оценки.
  • Проектирование процедуры оценки в соответствии с бизнес целями компании и профилем компетенций.
  • Отличие оценки на основе компетенций от традиционных методов оценки персонала.
  • Основные инструменты и методы проведения оценки квалификации и компетенций персонала., подтверждение соответствия занимаемой должности
  • Организация процедуры оценки.
  • Участие линейных руководителей в оценке персонала. Роль эксперта в процедуре оценки. Подготовка экспертов для проведения центров оценки персонала

5. Квалификация работника, профессиональный стандарт в системе подготовки и ДПО.

  • Определение требований к квалификации на основании ТК РФ, других федеральных законов, иных НПА.
  • Профессиональный стандарт: правила применения и сферы использования. Национальная система квалификаций работников.
  • Понятие «квалификации работника», ее правовое значение, взаимосвязь с профессиональными стандартами.
  • Отличия и общие черты профессиональных стандартов и квалификационных справочников. Соотношение реестра профессиональных стандартов, ЕТКС и ЕКС.
  • Определение работодателем требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Характеристики и требования к квалификации работника в профессиональном стандарте.
  • Должностная инструкция как локальный инструмент, регулирующий работу персонала, ее соотношение с ЕКС, ЕТКС и профстандартом.
  • Изменения в оформлении и ведении внутренней документации по обучению персонала, вызванные внедрением профстандартов.
  • Ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства в части применения профстандартов.

 6Независимая оценка квалификации (НОК):

  • Федеральные законы: ФЗ N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», ФЗ N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», ФЗ N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"». от 03.07.2016.
  • Проверка на соответствие квалификации работника профстандарту при помощи независимой оценки. Процедура независимой оценки
  • Центры оценки квалификации. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.
  • Подтверждение квалификации в специализированных центрах сертификации: планируемые изменения.
  • Сертификация работников: проблемы и перспективы для работника и работодателя.
  • Правила проведения НОК в форме профессионального экзамена.
  • Регламентация процедуры направления работника на НОК, затраты работодателя.

7Аттестация работников: документационное обеспечение и правовые последствия

  • Цели и задачи аттестации или зачем нужно аттестовывать работников.
  • Правовые основы аттестации – Трудовой Кодекс РФ и иные нормативны акты РФ.
  • Обязательная аттестация по отдельным видам деятельности.
  • Права и обязанности работников и работодателей. Льготы и гарантии работникам, направляемым на оценку (аттестацию).
  • Регламентация аттестации работников внутренними нормативными документами компании. Требования к разработке «Положения об аттестации». Стандартные и обязательные формы, используемые при проведении аттестации.
  • Оценка результативности сотрудников на основании внутренних документов (трудовой договор, должностная инструкция, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).
  • Подготовка к аттестации (сроки, график, порядок формирования аттестационной комиссии, документы на аттестуемых работников и т.д.).
  • Порядок проведения аттестации. Оформление итогов работы аттестационной комиссии.
  • Правовые последствия аттестации.
  • Изменение условий трудового договора по итогам аттестации (перевод, перемещение, изменение оплаты труда и т.д.) Увольнение по итогам аттестации.
  • Обжалование решения аттестационной комиссии.
  • Типичные ошибки, допускаемые работодателями при аттестации. Плюсы, минусы, подводные камни аттестации
  • Ответственность работодателя за нарушение прав работника при проведении аттестации. Судебная практика рассмотрения дел по результатам аттестации

 

27 октября (с 10.00 до 18.00)  

Семинар 2.  Нормативно-правовое регулирование системы развития, обучения, адаптации и стажировки персонала

1. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие систему развития и внутрифирменного обучения персонала организации, адаптацию и стажировку персонала.

  • Нормы Трудового кодекса РФ: получение образования, профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование (ДПО) работников
  • Законодательство о персональных данных,
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ,
  • Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов».
  • Федеральная информационная система Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО). Порядок учета документов о квалификации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и локальные акты

2. Лицензирование и государственный надзор образовательной деятельности организаций.

  • Необходимость наличия лицензии Лицензионные требования.
  • Процедура получения лицензии.
  • Контроль за соблюдением лицензионных требований.
  • Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере образования.
  • Последствия осуществления образовательной деятельности без лицензии.
  • Ведение отчетности, взаимоотношения с контролирующими организациями
  • Разработка обязательной документации для организации внутрифирменного обучения. Перечень локальных нормативных актов и иных документов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)

3. Права и обязанности работодателя по подготовке (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО работников.

  • Обязательное обучение работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными НПА, как необходимое условие осуществления профессиональной деятельности.
  • Затраты на обязательное обучение. Оформление документации. Возмещение затрат, связанных с обязательным обучением, судебная практика. Судебная практика.
  • Гарантии и компенсации работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО, на прохождение НОК. Локальное регулирование, необходимая документация.
  • Ответственность работодателя и иных должностных лиц за нарушение норм по обязательному обучению.

4Документационное сопровождение и особенности договорных отношений при организации различных форм обучения персонала.

  • Стандарт предприятия по организации обучения персонала. Разработка «Положения о внутрифирменном обучении персонала».
  • Возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. Договор как юридическая форма подкрепления мотивации работников
  • Виды ученических договоров. Рекомендации по составлению. Права, обязанности и ответственность сторон ученического договора.
  • Обучение лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией
  • Получение образования работниками, самостоятельно поступившими на обучение.
  • Оформление кадровой документации (при обучении персонала)
  • Регламентация процессов наставничества, стажировки, практической подготовки
  • Сложные вопросы, судебная практика.

 

28 октября (с 10.00 до 17.00)

Семинар 3. Построение учебного центра (корпоративной системы обучения и развития персонала) в организации (8 часов)

1. Предпосылки построения учебного центра (корпоративной системы обучения и развития персонала) в организации.

  • Оценка необходимости создания корпоративного обучающего подразделения: выбор формата, этапы создания, определение задач и направлений деятельности
  • Корпоративная культура, как характеристика построения КУ.
  • Определение места корпоративного университета в структуре компании. Включение корпоративного университета в производственные процессы предприятия.
  • Стратегия и политика обучения (внешние провайдеры и внутренние тренеры).
  • Сетевая форма реализации дополнительных образовательных программ как альтернатива корпоративному университету.

2. Диагностика текущей внутренней ситуации в компании и необходимость создания корпоративного университета

  • Аудит существующей системы обучения и развития компании и оценка эффективности существующей системы
  • Выявление потребностей в развитии и обучении персонала исходя из потребностей организации. Методы определения потребности в обучении. Типология сотрудников: кого можно учить. Определений целевых групп (объектов) обучения
  • Оценка необходимости создания корпоративного обучающего подразделения: выбор формата, этапы создания, определение задач и направлений деятельности. Обучающее подразделение в структуре компании и в системе управления персоналом или собственное образовательное учреждение? Партнерские структуры. Корпоративный университет: когда его создание целесообразно и оправдан
  • Определение направлений, которые вы планируете усилить с помощью корпоративного университета. Оценка потребностей и целей.

3. Организация бизнес-процессов корпоративного университета

  • Цели и задачи создания корпоративного университета.
  • Разработка и внедрение стандартов корпоративного обучения.
  • Формирование структуры КУ, определение его основных функций
  • Органы управления КУ. Персонал.
  • Основные функции КУ (организация и контроль учебного процесса, обеспечение учебного процесса, оценка сотрудников, разработка и внедрение корпоративных стандартов)
  • Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
  • Планирование и управление бюджетом КУ. Разработка бюджета на обучение. Технологии планирования бюджета. Статьи затрат на обучение. Зависимость затрат от выбора методов обучения. 

4. Система методического сопровождения обучения персонала

  • Современные формы и методы обучения и развития персонала (профессиональное обучение, консультирование, тренинги, наставничество). Современные тенденции изменения содержания и форм корпоративного обучения. Виды тренингов, hard skills, soft skills. Система управления знаниями, база знаний.
  • Критерии выбора конкретных форм и методов обучения. Определение стратегии по обучению работников. Выбор модели корпоративного обучения и развития персонала.
  • Выбор внешних провайдеров и внутренних тренеров. Развитие внутренних преподавательских ресурсов компании. Организация наставничества, работа инструкторов производственного обучения, преподавателей. Порядок взаимодействия с внешними обучающими организациями, критерии их выбора.
  • Формирование методологической базы корпоративного университета. Разработка учебного плана, программ обучения и материалов (учебные программы; программы развития; исследовательские программы).
  • Принципы выбора и разработки программ обучения и учебно-методических материалов.
  • Формирование ассортимента корпоративного университета Разработка системы программ тренингов, семинаров и других обучающих процедур КУ

5. Оценка эффективности обучения

  • Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ: внутренний мониторинг качества образования; внешняя независимая оценка качества образования.
  • Текущий контроль качества результатов обучения
  • Методы повышения эффективности обучения. Разработка и внедрение стандартов корпоративного обучения. Проведение предтренинговой диагностики. Методы вовлечения в процесс обучения всех уровней персонала организации: внутренний бенчмаркинг, best-practice, наставничество. Внедрение результатов обучения в работу сотрудника. Методы пост-тренингового сопровождения.

 

3-4 ноября  (с 10.00 до 17.00)  

Семинар 4.  Эффективная система адаптации и наставничества персонала

1. Организация процессов адаптации и стажировки персонала

  • Создание системы адаптации и стажировки персонала.
  • Этапы и основные элементы процесса адаптации
  • Участники адаптационной системы - их роль и зоны ответственности: функции службы персонала, функции линейного руководителя, функции наставника, функции отдела обучения
  • Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
  • Документальное оформление и информационное обеспечение адаптации и стажировки персонала.
  • Инструменты адаптации

2. Адаптационные мероприятия

  • «Welcome! Тренинг» (или вводный курс «Добро пожаловать в Компанию»)
  • Комплект новичка или «Папка нового сотрудника»,
  • Общение с новым сотрудником, выявление его ожиданий о работе, обратная связь, ответы на вопросы,
  • Стажировка (получение первого опыта в работе при поддержке наставника, наработка необходимых практических знаний и навыков, консультирование новичка),
  • Тренинги по продукту,
  • Навыковые тренинги
  • Оценка эффективности системы адаптации: тестирование, анкетирование (анкета-отзыв по результатам адаптации и прохождения испытательного срока)

 3. Система наставничества на производстве/в компании

  • Внедрение системы наставничества. Понятие наставничества. Цели и цикл корпоративного профессионального обучения
  • Чем наставничество отличается от других форм обучения на рабочем месте?
  • Этапы разработки и внедрения системы наставничества. Структура процесса наставничества
  • Индивидуальные стили научения.  Индивидуальный план развития сотрудника.
  • Особенности поведения сотрудников, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
  • Как адаптировать процесс наставничества под индивидуальные особенности личности сотрудника и этап его жизненного цикла в компании?

 4Специфика обучения взрослых людей. Инструменты наставничества

  • Специфика обучения взрослых людей. Принципы обучения взрослых.
  •  «5 этапов» цикла наставника
  • Процесс формирования устойчивых знаний и навыков. Как «работают» внимание, память, зрение, слух, особенности восприятия у разных людей. Формируем умение смотреть и видеть, слушать и слышать, навык задавать вопросы «правильно».
  • Принципы развития людей в организации. Закономерности и исключения.
  • Типы «стажеров» и действия наставника с каждым типом. Постановка задач различным типам сотрудников
  • Роль коммуникации в процессе наставничества. Доносим информацию до подопечного без сбоев и трансформации.
  • Мотивирование участников на обучение.
  • Постановка целей и задач

 5. Планирование процесса обучения и проектирование его под задачу

  • Пирамида уровней компетентности. Выявление потребности в обучении.
  • Планирование процесса обучения.
  • Процесс развития навыка – от неосознанной некомпетентности – к неосознанной компетентности.
  • Пять шагов наставничества.

6. Методы наставничества.  Формирование трудовых навыков у сотрудника

  • Основные методы: инструктаж; объяснение; развивающие вопросы; обучение на рабочем месте;
  • Способы передачи корпоративных традиций и ценностей;
  • Постановка задач на самообучение и промежуточный контроль;
  • Обучение действиям. Алгоритм обучения сотрудника новому для него навыку. Комплекс действий/ целостное действие - Устойчивый навык. Показ/ демонстрация как делать, принцип «делай как я»   Предупреждаем о «тонкостях, сложностях, возможных трудностях, нюансы, опасности  и др.».
  • Упреждающий контроль, зачем нужен и когда применяем . Виды, инструменты контроля и анализ результатов деятельности;

7. Инструменты передачи знаний и опыта новому сотруднику

  • Умение кратко, ясно и понятно доносить материал. Принципы управления вниманием и алгоритм СПР.
  • Умение демонстрировать то, чему учишь: стадии демонстрации и особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
  • Умение наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики: правила наблюдения, сопровождающее наставничеств, проблема «обратного делегирования» и развитие самостоятельности сотрудника. Модель GROW.
  • Умение задавать эффективные вопросы и слушать ответы: отличия наставничества и коучинга. Ключевые элементы и принципы коучинга. Инструменты наставника-коуча: эффективные вопросы, активное слушание, мотивирующий диалог. Типы и примеры вопросов. Работа с эмоциональным состоянием подопечного, управление стрессом.
  • Умение давать результативную обратную связь. Цели и эффекты обратной связи. Принципы правильной обратной связи подопечному: похвала, критика. Как давать негативную обратную связь. Фокус на решениях.
  • Подведение итогов наставничества.
  • Как вести себя наставнику в ситуациях конфликта

Государственные ресурсы