Построение корпоративной системы развития и обучения персонала (Корпоративный университет)
Спикер(ы)
С изменением условий на рынках труда и профессионального образования все большее количество компаний приходит к осознанию необходимости создания корпоративной системы развития персонала в соответствии с бизнес-целями компании.
Курс состоит из серии семинаров, которые можно посещать отдельно:
- Оценка и аттестация персонала (16 ак.часов)
- Нормативно-правовое регулирование системы развития, обучения, адаптации и стажировки персонала (8 часов)
- Построение учебного центра (корпоративной системы обучения и развития персонала) в организации (8 часов)
- Эффективная система адаптации и наставничества персонала (16 часов)
Удостоверение о повышении квалификации выдается при посещении всех четырех семинаров (!)
Цель семинара
Сформировать понимание составляющих элементов процесса корпоративного обучения, разработать алгоритм построения корпоративного университета компании, получить дополнительные знания и умения по его оптимизации, и повышению вклада университета в достижение стратегических целей предприятия.
В результате посещения семинара Вы узнаете
- Как, когда и зачем следует «строить» корпоративный университет (КУ);
- Каковы этапы построения КУ и сложности, возникающие в процессе его создания;
- Как разработать программу внедрения КУ в бизнес-процессы компании.
- Структуру целей, задач и стратегий корпоративного университета;
- Ключевые методы и подходы к организации процессов формирования образовательных и других услуг университета;
- Как организовать эффективное функционирование КУ на всех его уровнях.
Для кого предназначен семинар
Топ - менеджеры и владельцы компаний, руководители среднего звена, линейные менеджеры, сотрудники отдела обучения и развития персонала, специалисты в области управления персоналом, задачей которых является создание корпоративной системы обучения.
20-21 октября (с 10.00 до 18.00)
Семинар 1. Оценка и аттестация персонала
1.Политика компании в области управления человеческими ресурсами организации.
- Взаимосвязь политики в области обучения и развития персонала с другими кадровыми процессами и корпоративной культурой компании.
- Базовые принципы построения эффективной системы развития персонала.
- Развитие сотрудников как персонал-технология.
- Рискообразующие факторы кадровой безопасности предприятия, человеческий фактор как источник риска.
- Анализ системы развития и обучения персонала в организации
- Управление карьерой и развитием персонала организации. Создание системы управления карьерой
- Формирование кадрового резерва на предприятии. Планирование развития и карьеры персонала
2. Развитие и обучение в системе управления персоналом по компетенциям. Планирование обучения и развития персонала, исходя из потребностей организации.
- Разработка комплексного плана развития персонала в соответствии с моделью компетенций и результатами оценки.
- Корпоративная модель компетенций: принципы и методы разработки
- Проектирование модели компетенций. Понятия компетенции и компетентность. Виды компетенций, особенности их использования.
- Принципы и методы разработки корпоративной модели компетенций.
- Технология описания уровней компетенций
3. Тебования к специалистам по обучению персонала, развитию, адаптации и стажировке персонала. Профессиональные компетенции
- Профстандарт «Специалист по организации развития и обучения персонала»
- Профстандарт «Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)»
- Профстандарт «Специалист по управлению персоналом»
- Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
4. Оценка персонала
- Взаимосвязь процессов оценки и развития персонала.
- Определение целей и задач оценки.
- Проектирование процедуры оценки в соответствии с бизнес целями компании и профилем компетенций.
- Отличие оценки на основе компетенций от традиционных методов оценки персонала.
- Основные инструменты и методы проведения оценки квалификации и компетенций персонала., подтверждение соответствия занимаемой должности
- Организация процедуры оценки.
- Участие линейных руководителей в оценке персонала. Роль эксперта в процедуре оценки. Подготовка экспертов для проведения центров оценки персонала
5. Квалификация работника, профессиональный стандарт в системе подготовки и ДПО.
- Определение требований к квалификации на основании ТК РФ, других федеральных законов, иных НПА.
- Профессиональный стандарт: правила применения и сферы использования. Национальная система квалификаций работников.
- Понятие «квалификации работника», ее правовое значение, взаимосвязь с профессиональными стандартами.
- Отличия и общие черты профессиональных стандартов и квалификационных справочников. Соотношение реестра профессиональных стандартов, ЕТКС и ЕКС.
- Определение работодателем требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Характеристики и требования к квалификации работника в профессиональном стандарте.
- Должностная инструкция как локальный инструмент, регулирующий работу персонала, ее соотношение с ЕКС, ЕТКС и профстандартом.
- Изменения в оформлении и ведении внутренней документации по обучению персонала, вызванные внедрением профстандартов.
- Ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства в части применения профстандартов.
6. Независимая оценка квалификации (НОК):
- Федеральные законы: ФЗ N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», ФЗ N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», ФЗ N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"». от 03.07.2016.
- Проверка на соответствие квалификации работника профстандарту при помощи независимой оценки. Процедура независимой оценки
- Центры оценки квалификации. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.
- Подтверждение квалификации в специализированных центрах сертификации: планируемые изменения.
- Сертификация работников: проблемы и перспективы для работника и работодателя.
- Правила проведения НОК в форме профессионального экзамена.
- Регламентация процедуры направления работника на НОК, затраты работодателя.
7. Аттестация работников: документационное обеспечение и правовые последствия
- Цели и задачи аттестации или зачем нужно аттестовывать работников.
- Правовые основы аттестации – Трудовой Кодекс РФ и иные нормативны акты РФ.
- Обязательная аттестация по отдельным видам деятельности.
- Права и обязанности работников и работодателей. Льготы и гарантии работникам, направляемым на оценку (аттестацию).
- Регламентация аттестации работников внутренними нормативными документами компании. Требования к разработке «Положения об аттестации». Стандартные и обязательные формы, используемые при проведении аттестации.
- Оценка результативности сотрудников на основании внутренних документов (трудовой договор, должностная инструкция, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).
- Подготовка к аттестации (сроки, график, порядок формирования аттестационной комиссии, документы на аттестуемых работников и т.д.).
- Порядок проведения аттестации. Оформление итогов работы аттестационной комиссии.
- Правовые последствия аттестации.
- Изменение условий трудового договора по итогам аттестации (перевод, перемещение, изменение оплаты труда и т.д.) Увольнение по итогам аттестации.
- Обжалование решения аттестационной комиссии.
- Типичные ошибки, допускаемые работодателями при аттестации. Плюсы, минусы, подводные камни аттестации
- Ответственность работодателя за нарушение прав работника при проведении аттестации. Судебная практика рассмотрения дел по результатам аттестации
27 октября (с 10.00 до 18.00)
Семинар 2. Нормативно-правовое регулирование системы развития, обучения, адаптации и стажировки персонала
1. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие систему развития и внутрифирменного обучения персонала организации, адаптацию и стажировку персонала.
- Нормы Трудового кодекса РФ: получение образования, профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование (ДПО) работников
- Законодательство о персональных данных,
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ,
- Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов».
- Федеральная информационная система Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО). Порядок учета документов о квалификации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и локальные акты
2. Лицензирование и государственный надзор образовательной деятельности организаций.
- Необходимость наличия лицензии Лицензионные требования.
- Процедура получения лицензии.
- Контроль за соблюдением лицензионных требований.
- Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере образования.
- Последствия осуществления образовательной деятельности без лицензии.
- Ведение отчетности, взаимоотношения с контролирующими организациями
- Разработка обязательной документации для организации внутрифирменного обучения. Перечень локальных нормативных актов и иных документов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)
3. Права и обязанности работодателя по подготовке (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО работников.
- Обязательное обучение работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными НПА, как необходимое условие осуществления профессиональной деятельности.
- Затраты на обязательное обучение. Оформление документации. Возмещение затрат, связанных с обязательным обучением, судебная практика. Судебная практика.
- Гарантии и компенсации работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО, на прохождение НОК. Локальное регулирование, необходимая документация.
- Ответственность работодателя и иных должностных лиц за нарушение норм по обязательному обучению.
4. Документационное сопровождение и особенности договорных отношений при организации различных форм обучения персонала.
- Стандарт предприятия по организации обучения персонала. Разработка «Положения о внутрифирменном обучении персонала».
- Возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. Договор как юридическая форма подкрепления мотивации работников
- Виды ученических договоров. Рекомендации по составлению. Права, обязанности и ответственность сторон ученического договора.
- Обучение лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией
- Получение образования работниками, самостоятельно поступившими на обучение.
- Оформление кадровой документации (при обучении персонала)
- Регламентация процессов наставничества, стажировки, практической подготовки
- Сложные вопросы, судебная практика.
28 октября (с 10.00 до 17.00)
Семинар 3. Построение учебного центра (корпоративной системы обучения и развития персонала) в организации (8 часов)
1. Предпосылки построения учебного центра (корпоративной системы обучения и развития персонала) в организации.
- Оценка необходимости создания корпоративного обучающего подразделения: выбор формата, этапы создания, определение задач и направлений деятельности
- Корпоративная культура, как характеристика построения КУ.
- Определение места корпоративного университета в структуре компании. Включение корпоративного университета в производственные процессы предприятия.
- Стратегия и политика обучения (внешние провайдеры и внутренние тренеры).
- Сетевая форма реализации дополнительных образовательных программ как альтернатива корпоративному университету.
2. Диагностика текущей внутренней ситуации в компании и необходимость создания корпоративного университета
- Аудит существующей системы обучения и развития компании и оценка эффективности существующей системы
- Выявление потребностей в развитии и обучении персонала исходя из потребностей организации. Методы определения потребности в обучении. Типология сотрудников: кого можно учить. Определений целевых групп (объектов) обучения
- Оценка необходимости создания корпоративного обучающего подразделения: выбор формата, этапы создания, определение задач и направлений деятельности. Обучающее подразделение в структуре компании и в системе управления персоналом или собственное образовательное учреждение? Партнерские структуры. Корпоративный университет: когда его создание целесообразно и оправдан
- Определение направлений, которые вы планируете усилить с помощью корпоративного университета. Оценка потребностей и целей.
3. Организация бизнес-процессов корпоративного университета
- Цели и задачи создания корпоративного университета.
- Разработка и внедрение стандартов корпоративного обучения.
- Формирование структуры КУ, определение его основных функций
- Органы управления КУ. Персонал.
- Основные функции КУ (организация и контроль учебного процесса, обеспечение учебного процесса, оценка сотрудников, разработка и внедрение корпоративных стандартов)
- Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
- Планирование и управление бюджетом КУ. Разработка бюджета на обучение. Технологии планирования бюджета. Статьи затрат на обучение. Зависимость затрат от выбора методов обучения.
4. Система методического сопровождения обучения персонала
- Современные формы и методы обучения и развития персонала (профессиональное обучение, консультирование, тренинги, наставничество). Современные тенденции изменения содержания и форм корпоративного обучения. Виды тренингов, hard skills, soft skills. Система управления знаниями, база знаний.
- Критерии выбора конкретных форм и методов обучения. Определение стратегии по обучению работников. Выбор модели корпоративного обучения и развития персонала.
- Выбор внешних провайдеров и внутренних тренеров. Развитие внутренних преподавательских ресурсов компании. Организация наставничества, работа инструкторов производственного обучения, преподавателей. Порядок взаимодействия с внешними обучающими организациями, критерии их выбора.
- Формирование методологической базы корпоративного университета. Разработка учебного плана, программ обучения и материалов (учебные программы; программы развития; исследовательские программы).
- Принципы выбора и разработки программ обучения и учебно-методических материалов.
- Формирование ассортимента корпоративного университета Разработка системы программ тренингов, семинаров и других обучающих процедур КУ
5. Оценка эффективности обучения
- Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ: внутренний мониторинг качества образования; внешняя независимая оценка качества образования.
- Текущий контроль качества результатов обучения
- Методы повышения эффективности обучения. Разработка и внедрение стандартов корпоративного обучения. Проведение предтренинговой диагностики. Методы вовлечения в процесс обучения всех уровней персонала организации: внутренний бенчмаркинг, best-practice, наставничество. Внедрение результатов обучения в работу сотрудника. Методы пост-тренингового сопровождения.
3-4 ноября (с 10.00 до 17.00)
Семинар 4. Эффективная система адаптации и наставничества персонала
1. Организация процессов адаптации и стажировки персонала
- Создание системы адаптации и стажировки персонала.
- Этапы и основные элементы процесса адаптации
- Участники адаптационной системы - их роль и зоны ответственности: функции службы персонала, функции линейного руководителя, функции наставника, функции отдела обучения
- Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
- Документальное оформление и информационное обеспечение адаптации и стажировки персонала.
- Инструменты адаптации
2. Адаптационные мероприятия
- «Welcome! Тренинг» (или вводный курс «Добро пожаловать в Компанию»)
- Комплект новичка или «Папка нового сотрудника»,
- Общение с новым сотрудником, выявление его ожиданий о работе, обратная связь, ответы на вопросы,
- Стажировка (получение первого опыта в работе при поддержке наставника, наработка необходимых практических знаний и навыков, консультирование новичка),
- Тренинги по продукту,
- Навыковые тренинги
- Оценка эффективности системы адаптации: тестирование, анкетирование (анкета-отзыв по результатам адаптации и прохождения испытательного срока)
3. Система наставничества на производстве/в компании
- Внедрение системы наставничества. Понятие наставничества. Цели и цикл корпоративного профессионального обучения
- Чем наставничество отличается от других форм обучения на рабочем месте?
- Этапы разработки и внедрения системы наставничества. Структура процесса наставничества
- Индивидуальные стили научения. Индивидуальный план развития сотрудника.
- Особенности поведения сотрудников, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
- Как адаптировать процесс наставничества под индивидуальные особенности личности сотрудника и этап его жизненного цикла в компании?
4. Специфика обучения взрослых людей. Инструменты наставничества
- Специфика обучения взрослых людей. Принципы обучения взрослых.
- «5 этапов» цикла наставника
- Процесс формирования устойчивых знаний и навыков. Как «работают» внимание, память, зрение, слух, особенности восприятия у разных людей. Формируем умение смотреть и видеть, слушать и слышать, навык задавать вопросы «правильно».
- Принципы развития людей в организации. Закономерности и исключения.
- Типы «стажеров» и действия наставника с каждым типом. Постановка задач различным типам сотрудников
- Роль коммуникации в процессе наставничества. Доносим информацию до подопечного без сбоев и трансформации.
- Мотивирование участников на обучение.
- Постановка целей и задач
5. Планирование процесса обучения и проектирование его под задачу
- Пирамида уровней компетентности. Выявление потребности в обучении.
- Планирование процесса обучения.
- Процесс развития навыка – от неосознанной некомпетентности – к неосознанной компетентности.
- Пять шагов наставничества.
6. Методы наставничества. Формирование трудовых навыков у сотрудника
- Основные методы: инструктаж; объяснение; развивающие вопросы; обучение на рабочем месте;
- Способы передачи корпоративных традиций и ценностей;
- Постановка задач на самообучение и промежуточный контроль;
- Обучение действиям. Алгоритм обучения сотрудника новому для него навыку. Комплекс действий/ целостное действие - Устойчивый навык. Показ/ демонстрация как делать, принцип «делай как я» Предупреждаем о «тонкостях, сложностях, возможных трудностях, нюансы, опасности и др.».
- Упреждающий контроль, зачем нужен и когда применяем . Виды, инструменты контроля и анализ результатов деятельности;
7. Инструменты передачи знаний и опыта новому сотруднику
- Умение кратко, ясно и понятно доносить материал. Принципы управления вниманием и алгоритм СПР.
- Умение демонстрировать то, чему учишь: стадии демонстрации и особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
- Умение наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики: правила наблюдения, сопровождающее наставничеств, проблема «обратного делегирования» и развитие самостоятельности сотрудника. Модель GROW.
- Умение задавать эффективные вопросы и слушать ответы: отличия наставничества и коучинга. Ключевые элементы и принципы коучинга. Инструменты наставника-коуча: эффективные вопросы, активное слушание, мотивирующий диалог. Типы и примеры вопросов. Работа с эмоциональным состоянием подопечного, управление стрессом.
- Умение давать результативную обратную связь. Цели и эффекты обратной связи. Принципы правильной обратной связи подопечному: похвала, критика. Как давать негативную обратную связь. Фокус на решениях.
- Подведение итогов наставничества.
- Как вести себя наставнику в ситуациях конфликта