Эффективная система адаптации и наставничества персонала
Спикер(ы)
Система наставничества это эффективный современный метод адаптации и обучения сотрудников при приеме на работу, переводе на новую должность и подготовки кадрового резерва. Для того, чтобы наставничество не стало пустой тратой времени, и не превратилось в многочасовые сессии выдачи обратной связи, необходимо четко соблюдать технологии наставничества, позволяющего изменить «навыковое» поведение сотрудника в нужную сторону «здесь и сейчас» с гарантией результата. Данный тренинг призван решить эту задачу.
Целевая аудитория: Специалисты, организующие систему наставничества в компании, внутрифирменные тренеры и сотрудники отвечающие за подготовку и обучение персонала.
Форма проведения:
- Лекции тренера.
- Мозговые штурмы.
- Индивидуальные выступления участников.
- Разбор кейсов.
Дополнительные материалы для участников:
-
Рабочая тетрадь и презентация к семинару для проведения обучения наставников в компании.
-
Образцы и шаблоны полезных документов (программ и планов адаптации, анкет для наставников и для новичков, положений о системе наставничества, моделей компетенций и т.п.)
Цель тренинга:
- Сформировать у участников единое понятие наставничества, целей и задач, его преимуществ.
- Обучить сотрудников, занимающихся внутренним обучением, основным навыкам и методам, необходимым для эффективного обучения взрослых людей.
- Привести обучение в подразделениях в единую систему, сделать его стандартизированным и постоянным.
- Научить выявлять зоны развития сотрудников в соответствии с требованиями к качеству продукции, ставить им мотивирующие цели, грамотно давать задачи и проводить процесс обучения.
- Дать основы психологических знаний и коммуникативных навыков, необходимых в работе с сотрудниками
- Повысить мотивацию наставников к выполнению задач по адаптации и обучению сотрудников, повысить значимость функций наставника.
Слушателям, успешно завершившим обучение выдается УДОСТОВЕРЕНИЕ о повышении квалификации утвержденного образца.
Программа тренинга
1. Организация процессов адаптации и стажировки персонала
- Создание системы адаптации и стажировки персонала.
- Этапы и основные элементы процесса адаптации
- Участники адаптационной системы - их роль и зоны ответственности: функции службы персонала, функции линейного руководителя, функции наставника, функции отдела обучения,
- Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность. Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки
- Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях
- Документальное оформление и информационное обеспечение адаптации и стажировки персонала.
- Инструменты адаптации
- Адаптационные мероприятия: «Welcome! Тренинг» (или вводный курс «Добро пожаловать в Компанию»), Комплект новичка или «Папка нового сотрудника», Общение с новым сотрудником, выявление его ожиданий о работе, обратная связь, ответы на вопросы, Стажировка (получение первого опыта в работе при поддержке наставника, наработка необходимых практических знаний и навыков, консультирование новичка),Тренинги по продукту, Навыковые тренинги
- Оценка эффективности системы адаптации: тестирование, анкетирование (анкета-отзыв по результатам адаптации и прохождения испытательного срока)
- Управление системой адаптации
- Практикум разработка программы адаптации сотрудника . Кейс «Адаптация и обучение персонала»
2. Профессиональные компетенции наставника
- Что входит в функции наставника?
- Права, обязанности и ответственность наставника.
- Результат наставничества как достижение учебных целей.
- Роли, модель компетенций, личностные качества и базовые умения наставников.
- Типы трудовой мотивации по Герчикову.
- Типичные ошибки наставников.
- Чему и как учить наставников?
3. Система наставничества на производстве/в компании
- Внедрение системы наставничества
- Понятие наставничества. Цели и цикл корпоративного профессионального обучения
- Чем наставничество отличается от других форм обучения на рабочем месте?
- В каких случаях и каким компаниям необходима система наставничества.
- Этапы разработки и внедрения системы наставничества. Структура процесса наставничества
- Документы регламентирующие процесс наставничества
- Индивидуальные стили научения. Индивидуальный план развития сотрудника.
- Особенности поведения сотрудников, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
- Как адаптировать процесс наставничества под индивидуальные особенности личности сотрудника и этап его жизненного цикла в компании?
4. Специфика обучения взрослых людей. Инструменты наставничества
- Специфика обучения взрослых людей. Принципы обучения взрослых.
- «5 этапов» цикла наставника
- Процесс формирования устойчивых знаний и навыков. Как «работают» внимание, память, зрение, слух, особенности восприятия у разных людей. Формируем умение смотреть и видеть, слушать и слышать, навык задавать вопросы «правильно».
- Принципы развития людей в организации. Закономерности и исключения.
- Типы «стажеров» и действия наставника с каждым типом. Постановка задач различным типам сотрудников
- Роль коммуникации в процессе наставничества. Доносим информацию до подопечного без сбоев и трансформации.
- Мотивирование участников на обучение.
- Постановка целей и задач
5. Планирование процесса обучения и проектирование его под задачу
- Пирамида уровней компетентности. Выявление потребности в обучении.
- Планирование процесса обучения.
- Процесс развития навыка – от неосознанной некомпетентности – к неосознанной компетентности.
- Пять шагов наставничества.
- Практикум. Составление типового плана и распределение времени занятия.
6. Методы наставничества. Формирование трудовых навыков у сотрудника
- Основные методы: инструктаж; объяснение; развивающие вопросы; обучение на рабочем месте;
- Способы передачи корпоративных традиций и ценностей;
- Постановка задач на самообучение и промежуточный контроль;
- Обучение действиям. Алгоритм обучения сотрудника новому для него навыку. Комплекс действий/ целостное действие - Устойчивый навык. Показ/ демонстрация как делать, принцип «делай как я» Предупреждаем о «тонкостях, сложностях, возможных трудностях, нюансы, опасности и др.».
- Упреждающий контроль, зачем нужен и когда применяем . Виды, инструменты контроля и анализ результатов деятельности;
7. Инструменты передачи знаний и опыта новому сотруднику
- Умение кратко, ясно и понятно доносить материал. Принципы управления вниманием и алгоритм СПР.
- Умение демонстрировать то, чему учишь: стадии демонстрации и особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
- Умение наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики: правила наблюдения, сопровождающее наставничеств, проблема «обратного делегирования» и развитие самостоятельности сотрудника. Модель GROW.
- Умение задавать эффективные вопросы и слушать ответы: отличия наставничества и коучинга. Ключевые элементы и принципы коучинга. Инструменты наставника-коуча: эффективные вопросы, активное слушание, мотивирующий диалог. Типы и примеры вопросов. Работа с эмоциональным состоянием подопечного, управление стрессом.
- Умение давать результативную обратную связь. Цели и эффекты обратной связи. Принципы правильной обратной связи подопечному: похвала, критика. Как давать негативную обратную связь. Фокус на решениях.
- Подведение итогов наставничества.
- Как вести себя наставнику в ситуациях конфликта
8. Практическая работа, составление программ:
- «Программы наставничества»
- Комплекта новичка или «Папка нового сотрудника»