Управление организацией (подразделением): формирование управленческих компетенций
Спикер(ы)
На курсе Вы узнаете управленческие компетенции руководителя и почему их важно развивать руководителю. Как развить управленческие компетенции и повысить собственную эффективность труда. Как наладить взаимодействие внутри подразделения и между отделами, для повышения общего КPI организации? Курс даст возможность разобраться в организационных вопросах управления персоналом
Модуль 1. Управление как вид деятельности
1.Операционное и стратегическое управление:
- Операционный менеджмент в системе менеджмента предприятия
- Операционная стратегия предприятия
- Принятие управленческих решений
- Процесс стратегического управления на предприятии
2. Управление изменениями в организации:
- Модель этапов и кризисов роста организации Грейнера и Адизеса. Модели К. Левина и Р. Липитта. Модель «переходного периода». Модель постепенного наращивания.
- Оценка готовности компании к организационным переменам. Формула перемен Д. Глейчера. Оценка готовности компании к переменам Х. Рамперсада.
3. Формирование имиджа (бренда) работодателя:
- Общие тенденции рынка труда, его сезонность и цикличность. Внешний и внутренний рынки труда
- Инструменты исследования и прогнозирования рынка труда. Мониторинг рынка труда и бенчмаркинг конкурентов.
- HR имидж (бренд). Создание и поддержание имиджа привлекательного работодателя
4. Эффективная организация рабочих процессов подразделения:
- Организационные структуры и их эффективность. Связи руководителя внутри организации.
- Командообразование и лояльность.
- Роль структурного подразделения в структуре организации.
- Цель структурного подразделения. Миссия подразделения. Портрет подразделения.
- Должностные инструкции и их эффективность.
- Управленческий цикл процессного подхода.
- Распределение зон ответственности и влияния между сотрудниками.
- Показатели результативности и эффективности деятельности подразделения.
- Основные виды процессов для подразделения и для сотрудника.
- Ключевые принципы при организации внутренних производственных и управленческих процессов в подразделении.
Модуль 2. Ключевые управленческие навыки и компетенции руководителя.
1. Развитие навыков и компетенций руководителя
- Лидер или менеджер? Работа руководителя и чем он отличается от исполнителя?
- Основные подходы к управлению. Новейшие тенденции в практике управления
- Основные управленческие функции руководителя в организации, их специфика
- Главные задачи руководителя
- Модель компетенций руководителя, его личный HR бренд и пути карьерного роста.
2. Инструменты руководителя: тайм-менеджмент, техники и методы эффективного делегирования и контроля. Планирование
- Принципы тайм-менеджмента и управления собой. Инструменты тайм-менеджмента: планирование, правила постановки SMART — целей, инструменты делегирования и правила
- Делегирование: Подготовка сотрудников к делегированию. Ролевая игра «Делегирование проекта»
- Практическая работа: Постановка задач с помощью SMART. Подготовка задачи к делегированию. Исследование эффективности использования рабочего времени
- Планирование. Компоненты и этапы процесса планирования. Техники (инструменты) планирования: «План-график». «Ситуационное (сценарное) планирование». SWOT-анализ (обзорно)
- Процесс принятия решений. Практические техники принятия решений
3. Постановка целей и задач.
- Функция управления «постановка задачи» в современных корпоративных условиях. Как добиться восприятия целей не как «хотелки руководства», а как «окно возможностей, продиктованное логикой развития компании или бизнеса в целом».
- Постановка задачи перед исполнителем: административная задача (ответственность и управление исполнением); коммуникативная задача (взаимопонимание и точность); мотивационная задача (восприятие, отношение и готовность тратить силы).
- Постановка целей: указание, распоряжение; манипулирование; навязывание и давление; раздача рецептов - скрытая директивность руководителя.
- Постановка целей (целеполагание) в «мягких» режимах: коучинг, профессиональное обсуждение, «продажа» цели.
- Проработка позиционирования задачи, её обоснования и аргументации; подготовка исполнителя к восприятию цели или задачи; совместная проработка цели или задачи; обратная связь по присвоению задачи.
- Инструмент (методология) постановки долгосрочных целей «Итерационная проработка целей»: специфика «подгонки» инструмента как под специфику предприятия, так и под специфику подразделения.
4. Мониторинг и контроль
- Принципы управленческого контроля. Выгоды управленческого контроля. Инструменты контроля: «Контур Управленческого Контроля», «5 ключевых вопросов контроля». Способы и виды контроля. Варианты корректирующих действий.
- Обратная связь. Цели «Обратной связи». Характеристики качественной. Положительная и отрицательная ОС (как хвалить или делать выговор подчиненным).
5. Организация подготовки и проведения совещаний
- Понятие совещания, определяем важное: почему совещания не приносят результата.
- Определение задач и написание сценария совещания.
- Подготовка нужных выступлений и презентаций.
- Главные вопросы подготовки к совещанию.
- Виды совещаний, инструменты совещаний.
- Компоненты эффективного совещания.
- Кейс «Коллективно принятие решение в непростой ситуации. Миф или реальность?»
- Как справиться с волнением и чувствовать себя увереннее.
- Как обеспечить выполнение принятых на совещании решений.
Модуль 3. Управление коллективом: группы, команды, власть и лидерство.
1. Психологии управления. Психология малых групп и командообразования.
- Малая группа и команда. Феномен групповой сплочённости. Феномены и характеристики группового решения задач: социальная фасилитация, социальная леность, сдвиг риска, групповая поляризация, групповые притязания.
- Привлечение и удержание внимания группы, создание и укрепление авторитета лидера, захват и сохранение власти в группе
- Распознавание и противодействие внутригрупповым манипуляциям использование контрманипуляций
2. Создание эффективной команды
- Создание эффективной рабочей группы. Различия между группой и командой, проектной группы
- Миссия команды и цели её участников
- Техники эффективной групповой работы
- Стили руководства и ситуации. Стили и возможности лидерства
- Использование власти и полномочий
- Развитие команды. Стадии развития команды. Действия лидера на различных стадиях.
- Распределение ролей в команде с учетом личностных особенностей участников. Эффективное включение новых членов команды в работу.
- Мотивация в команде. Управление факторами, влияющими на мотивацию членов команды и сплочённость команды.
- Способы повышения продуктивности работы команды;
- Возможные проблемы командной работы
3. Психологический конфликт в условиях трудовой деятельности
- Понятие, виды и причины конфликтов;
- Факторы служебно-делового конфликта. Основные виды поведения в конфликтах;
- Управление конфликтами. Эскалация конфликта и другие методы разрешения конфликтных ситуаций.
- Работа со эмоциональным выгоранием
- Практическая работа. Определение результатов конфликтов. Ситуации для анализа и разработки действий руководителя.
Модуль 4. Кадровый потенциал. Управление персоналом
1. Задачи руководителя по управлению потоками сотрудников
- Поиск и отбор сотрудников. Подготовка к результативному поиску и отбору. Альтернативные методы поиска и отбора, источники и способы поиска на рынке труда. Отбор сотрудников Проведение эффективных собеседований, интервью по компетенциям. Ошибки руководителя на этапе отбора кандидатов.
- Процедуры оценки сотрудников. Системы контроля, оценки и аттестации сотрудников. Компетенция и компетентность. Классическая аттестация, оценка по компетенциям, оценка результативности – цели и применение каждого вида оценки. Оценка результативности (Performance Management)
- Управление развитием сотрудников .Развитие компетенций персонала. Управление по компетенциям. Профиль должности. Типы компетенций. Инструменты подготовки и развития сотрудников. Как спланировать и организовать развитие компетенций на рабочем месте. Индивидуальные планы развития.
- Кадровый резерв. Управление Талантами и Управление Преемственностью – современный подход к работе с кадровым резервом. Как определять, развивать, мотивировать и удерживать наиболее перспективных сотрудников. Управление кадровым резервом – как не потерять преемников.
- Управление жизненным циклом сотрудника
- Практическая работа: проблемы работы с кадровым резервом на предприятиях участников. Работающие способы удержания ключевых сотрудников. Особенности работы с проблемными сотрудниками.
2. Управление эффективностью персонала
- Управление эффективностью организации и персонала. Основные концепции
- Модели и циклы управления эффективностью работы. Базовые элементы управления эффективностью работы
- Критерии эффективности процессов для подразделения
- Критерии для оценки качества работы сотрудника.
- Управление эффективностью работы персонала. Ключевые показатели эффективности (KPI)
- Построение системы грейдов, оценка должностей бальным балльно-факторными методами
- Управление по ценностям (соответствие ценностям) и компетенциям. Постановка индивидуальных поведенческих целей для сотрудников
- Создание и развитие системы собственных критериев/показателей эффективности подразделения для внутреннего пользования руководителем.
3. Мотивация персонала
- Понятия стимулирования и мотивации трудовой деятельности персонала. Модели поведения человека
- Управленческие инструменты эффективной мотивации
- Материальная мотивация: алгоритмы и этапы создания системы оплаты труда; система прямой материальной мотивации , специальные индивидуальные вознаграждения (система косвенной материальной мотивации, компенсационный пакет (соцпакет), обязательные бенефиты), система грейдов, алгоритм разработки корпоративной системы грейдов, KPI, SMART формат — эффективный метод постановки целей.
- Нематериальные способы создания мотивации: корпоративная культура компании как основа мотивации; внутрифирменный PR, лояльность персонала, лидерство, поощрение и взыскание, особенности мотивации талантливых сотрудников, обучение и наставничество.
- Практическая работа: Исследование мотивации разных типов сотрудников. Как классифицировать сотрудников по моделям мотивации? Анализ собственного мотивационного профиля. Исследование мотиваторов в составе работы.
Модуль 5. Деловая психология: как научиться управлять собой, развить внутренний потенциал и личную эффективность. Личностный трекинг развития
1. Эффективные коммуникации. Коммуникативный тренинг.
- Основы эффективных коммуникаций: тактические инструменты общения
- Проведение результативных совещаний
- Преодоление барьеров в общении. Критика в работе руководителя.
- Практическая работа: Как улучшить климат общения в отделе? Анализ ловушек общения в которые попадают руководители.
2.Тренинг ассертивности (уверенного поведения).
- Причины неуверенности человека в себе, социальные страхи (страх критики, ошибки, контакта, публичного присутствия, страх попросить, отказать или получить отказ);
- Поведенческий дефицит, неразвитость навыков социального контакта, предъявления требований, открытого выражения желаний и чувств, умения сказать «Нет»;
- Когнитивный дефицит, недооценка своих успехов и переоценке неудач, концентрирование внимания преимущественно на негативных событиях.
- Развитие навыков уверенного поведения, самопрезентации, самоутверждения в межличностных отношениях.
- Целенаправленность;
3. Стресс-менеджмент. Профессиональное развитие руководителя и профилактика выгорания
- Самоуправление при выполнении трудовых обязанностей
- Факторы, условия и риски профессионального выгорания, типичные профессиональные деформации, психологические особенности «плохого» и «хорошего» управления.
- Профилактические меры упреждения профессиональных деформаций, интеллектуального, эмоционального, психологического выгорания.
- Профессиональный стресс, эмоциональное "выгорание" и как от него защититься;
- Стрессы, связанные с нехваткой времени,
- Умение вести себя в сложных ситуациях, техники противодействия прессингу, агрессии и манипуляциям, работа с критикой.
- Самодиагностика внутренних ресурсов, способы развития стрессоустойчивости, приемы саморегуляции и самопрограммирования.