Мифы и правда о банковском финмониторинге и законе 115-ФЗ: как избежать блокировок расчётного счёта и не попасть в «чёрный список»
Спикер(ы)
Семинар посвящён тому, как избежать блокировки расчётного счёта и других «аниотмывочных» мер и что делать, если они всё-таки применены. Рассматривается актуальное законодательство по противодействию отмыванию денег — последние изменения в 115-ФЗ, методические рекомендации Банка России, а также ожидаемые новшества в этой сфере и судебная практика.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации…» (далее 115-ФЗ) — мощнейший инструмент в руках банкиров. К сожалению, далеко не всегда они используют его по назначению — для борьбы с террористами, обнальщиками и схемотехниками. Ссылаясь на 115-ФЗ, банки создают проблемы и вполне законопослушным своим клиентам — блокируют счета, отказывают в проведении платежей без объяснения причин или ограничиваются стандартными отписками об отсутствии экономического смысла, списывают огромные комиссии, клиент попадают в чёрные списки… Всё это способно просто уничтожить любой бизнес, причём вполне законный!
Семинар ориентирован на руководителей компаний, финансовых директоров/менеджеров, бухгалтеров, собственников бизнеса.
Программа семинара:
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — кого это касается. Нормативная база противодействию легализации доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), последние изменения в 115-ФЗ, актуальные методические рекомендации ЦБ. Основные термины. Права и обязанности банков и клиентов по 115-ФЗ.
- Операции, подлежащие обязательному контролю (ОПОК) и подозрительные (сомнительные) операции, их признаки. Предикатные преступления в рамках 115-ФЗ.
- Что может/будет делать банк при выявлении подозрительных операций или ОПОК? Меры ПОД/ФТ:
- блокирование (замораживание) денежных средств (счёта) или иного имущества;
- приостановление операций с денежными средствами или иным имуществом (приостановление операций по счёту);
- отказ от проведения операции;
- отказ от заключения договора банковского счёта (отказ от открытия счёта).
Другие проблемы, которые может создать банк — включение «сценария выдавливания клиента из банка»:
- ограничение или полное отключение от интернет-банка;
- усиленный финансовый мониторинг (запрос множества документов по каждой операции);
- повышенные комиссии/заградтарифы;
- ограничение использования банковских карт (или их блокировка/неперевыпуск по окончании срока действия).
- Основные мифы и частые заблуждения о банковском финмониторинге (и как всё на самом деле).
- Что делать чтобы не попасть под подозрение — общие рекомендации.
- Степень (уровень) риска клиента. Как жить с повышенным уровнем риска. Показатели, по которым банки оценивают клиентов, как их рассчитать самостоятельно. Контрагенты с негативной и нежелательной репутацией — кто это, в чём отличия, как их выявить? Когда с ними всё же можно работать. Банковские сервисы/услуги по «защите от блокировок» — обзор, за и против.
- «Чёрный список ЦБ» (список «отказников»). Как в него попадают? Как узнать причину попадания? Чем грозит? Порядок реабилитации клиентов банков, Межведомственная комиссия при ЦБ. Инструкции для клиентов банков по действиям в конкретных ситуациях в зависимости от уровня рисков: зелёная, жёлтая и красная зона.
- Как ответить на запрос банка о предоставлении документов/информации? Примеры успешных ответов.
- Новая единая межбанковская платформа «Знай своего клиента» ЦБ («светофор») — «красный список ЦБ» в 2022 году!
- Судебная практика по спорам клиентов с банками по 115-ФЗ.
- Ответы на вопросы.