Закон о просветительской деятельности: зачем нужен, кого коснётся и что изменит

5 апреля 2021 года Президент подписал поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», больше известные как закон о просветительской деятельности.

 

Что такое просветительская деятельность?

Закон вводит такое понятие. В соответствии с ним, это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

По задумке Правительства закон защитит россиян от антироссийской пропаганды. В первую очередь закон направлен на защиту молодёжи: школьников и студентов, которые активно учатся.

Правительство считает, что под видом образовательных и просветительских мероприятий часто проходят семинары и лекции, которые склоняют молодёжь к антироссийской общественной позиции и расшатывают их веру в государственный строй России.

Новый закон позволит контролировать проведение подобных мероприятий и, скорее всего, запрещать те, которые, по мнению правительства, направлены на разжигание национальной, социальной и религиозной розни.

Из формулировки, складывается ощущение, что закон в первую очередь предназначен для государственных учреждений и муниципальных обучающих программ. Например, под действие закона попадут секции, кружки и факультативы при школах и университетах, которые проводят подрядчики этих учреждений.

На самом закон сможет регулировать весь рынок обучения в России: частные школы, онлайн-курсы по дизайну, мастер-классы по вязанию и семинары про то, как добиться успеха.

Что такое просветительская деятельность

В законе дана очень широкая формулировка деятельности, которая будет считаться просветительской. Вот признаки просветительской деятельности:

  • мероприятие помогает учащемуся развиваться интеллектуально, духовно, творчески, физически или профессионально и удовлетворяет его образовательные потребности;
  • обучение направлено на улучшение навыков, распространение знаний и формирование умений;
  • обучение не строится на какой-либо образовательной программе;
  • по окончании обучения учащимся не надо сдавать квалификационные экзамены и получать сертификаты установленного образца, которые присваивают новую квалификацию.

Скорее всего, скоро правительство определит границы просветительской деятельности, чтобы было понятно, кто к ней точно относится, а кто нет.

Самый явный признак, по которым учреждение можно отнести к образовательной деятельности, а не просветительской — наличие лицензии, образовательной программы и выдача документов о повышении квалификации.