Обязанность работодателя по оценке профессиональных рисков

Согласно ст. 209, "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) предприятия в обязательном порядке должны провести оценку профессиональных рисков организации.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Несмотря на то, что в настоящее время порядок оценки, предусмотренный вышеуказанными нормами, не утвержден -  обязанность оценивать риски лежит на всех работодателях.

Данное положение распространяется на всех работодателей, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Работодатель, в частности, обязан поддерживать систему управления профессиональными рисками (она входит в систему управления охраной труда) в актуальном состоянии - в соответствии с требованиями данного положения.

Министерство труда и социального развития последние несколько лет активно развивает использование в процессе управления трудовой деятельностью идеи оценки и управления профессиональными рисками.

Для реализации оценки профессионального риска  необходимо проведение спецоценки условий труда и обязательных медосмотров работников.

В следствии чего можно будет увидеть, какой из факторов больше всего влияет на риск - условия труда, состояние здоровья или высокая травмоопасность оборудования. Исходя из этого работодатель сможет выбрать первичные действия по управлению профессиональными рисками как по снижению уровня воздействия вредных факторов, так и по сохранению и укреплению здоровья работников. Это позволит уменьшить профессиональный риск на предприятии, а также снизить объем страховых платежей.

Имеющиеся на сегодня инструменты в виде специальной оценки условий труда и производственного контроля не отражают фактического риска и угрозы здоровью или жизни работников при исполнении ими трудовых функций. Включение в круг обязанностей работодателя оценки и управления профессиональными рисками ликвидирует данный пробел и, вероятнее всего, позволит сократить количество травм на производстве.

Международной организацией труда разработано Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001 в основе которого лежит механизм обеспечения беспрерывного цикла улучшения условий труда за счет оценки рисков, планирования и контроля мероприятий по их устранению или снижению.

Несмотря на норму, устанавливающую необходимость разработки Министерством труда и социальной защиты РФ порядка оценки уровня профессионального риска, на сегодняшний день такого нормативного акта в России не существует. Имеется лишь  ряд методик по оценке профессионального риска, разработанный отдельными ведомствами.

Нормативно-правовая база по оценке и управлению рисками

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 209 и 212)
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»
  • Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»

Внимание!  21 марта 2019 года Роструд издал Приказ от 21.03.2019 №77, содержащий инструктивный материал для государственных инспекторов по труду по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Инспекторы получили руководящий документ, что конкретно нужно проверять у работодателя, и в какой последовательности нужно контролировать, как оцениваются профессиональные риски.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа (КоАП РФ статья 5.27.1):

  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000;
  • на юридических лиц  от 50 000 до 80 000 рублей.