Как и зачем разрабатывать модели компетенций?

Компетентные сотрудники, обладающие определенными знаниями, умениями и профессиональными установками, которые необходимы для реализации рабочих целей и задач — мощнейший двигатель для бизнеса. Такие работники соответствуют той или иной модели компетенций, то есть определенному набору критериев компетентности.

У каждой организации есть свои особенности, правила, законы, даже режим рабочего дня. Поэтому использовать стандартные модели компетенций неэффективно и нерационально. Модели должны разрабатываться на основе корпоративной культуры, стратегических планов и прочих аспектов, индивидуальных для каждой компаний. Модели компетенций уникальны для каждой отдельной компании. Однако, в качестве основы можно брать стандартные разработки моделей, внося в них необходимые коррективы.

Первый этап - разработка модели компетенций
Разработка модели компетенций проводится в несколько этапов. Каждый этап нацелен на сбор информации определенного типа. Важно собрать всю актуальную информацию для построения всей системы.

С помощью представленных ниже методик проводится анализ задач, поведения и свойств персонала:

  • Прогностическое интервью. Проводят такое интервью с менеджерами компании. Исследуется взаимосвязь ценностей, целей и стратегий с положениями корпоративной культуры компании. Проводя прогностическое интервью, вы можете также выяснить, какие проблемы беспокоят менеджеров. В дальнейшем это поможет подобрать способы их решения и оценить возможную реакцию на них со стороны персонала. Интервью позволяет определить все компетенции, которые необходимы для развития компании.
  • Метод критических инцидентов. В основе этого метода лежит сбор самых ярких успехов и неудач компании. Ситуации детально анализируются, информация фиксируется для оценки навыков, знаний, личных и рабочих качеств персонала в дальнейшем.
  • Метод анализа задач. Проводится сбор информации о задачах и целях, поставленных компании или её подразделении. Описывается работа топ-менеджеров и менеджеров среднего звена.
  • Метод включенного наблюдения. Метод используют при проведении совещаний, организационных работ. Информацию необходимо обработать, выявить недостатки и преимущества. На основе полученных данных разрабатываются методы коррекции.
  • Анализ документов. Анализируются как внутренние документы, так и организационно-распорядительные.
  • Метод анализа деятельности. С помощью этого метода проводится оценка личных качеств работников, которые помогают или мешают рабочему процессу. На основе полученных данных формируется список качеств, необходимых тому или иному сотруднику.

После составления моделей компетенций всех сотрудников нужно уведомить об изменениях. Если возникают вопросы по поводу той или иной характеристики, следует обсудить это с сотрудником и прийти к общему пониманию модели компетенций.

Вторым этапом становится внедрение разработанных моделей в организацию.

Это трудоемкий процесс: сложность внедрения напрямую зависит от размеров компании. Тем не менее, этот этап нужно пройти.

  • Проводите специальные совещания, собрания, посвященные только вопросам рабочей компетенции. Обсуждайте с сотрудниками их требования, права, обязанности. 
    Обеспечьте «раздаточный материал», в котором будут прописаны четко и понятно абсолютно все характеристики моделей. Проследите, чтобы все экземпляры дошли до тех, кому они предназначены.
  • Озвучьте преимущества внедрения моделей компетенций как для работников, так и для компании.
    Преимущества для работников:
    -обратная связь с руководителем, оценивающим поведение;
    -наличие четкой шкалы требований к нормам поведения;
    -понимание ожиданий организации от работы специалиста;
    -осознание навыков, которые следует развивать, чтобы выполнять текущую работу;
    -понимание компетенций, требующих развития для карьерного роста.
    Преимущества для компании:
    -достижение лучших результатов деятельности;
    -развитие кадрового потенциала;
    -повышение уровня мотивации;развитие корпоративной культуры;
    -интеграция всех процессов в единую систему.

Использование моделей компетенций увеличивает конкурентоспособность компании, указывает на возможные пробелы в развитии персонала, а также снижает риск ошибок, допущенных из-за недостаточной компетентности сотрудников.

Если у вас возникли вопросы, как прописать компетенции в вашей организации - звоните, поможем☺️
http://ka-megapolis.ru/uslugi/razrabotka-modeli-kompetencij