Школа тренера (Менеджер по обучению и развитию персонала)

Профессиональная переподготовка 364 ак.часа
Стоимость: 15000
Подать заявку на участие
Дата, сроки проведения:
11 февраля (дневная группа, по выходным)
Место проведения:
Барнаул

Спикер(ы)

Курс даст необходимые знания для успешной работы специалистом в области обучения персонала (тренером). Программа «Школа тренера» направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Цель курса:  подготовка квалифицированных бизнес-тренеров, повышение профессионализма и формирование практических навыков тренерской работы.

Тема 1. Психология малых групп.

  • Личность и социальная ситуация. Трактовка и подходы к анализу социальных ситуации в социально-психологической литературе. Структурные характеристики социальной ситуации. Техники ситуационного поведения личности.
  • Личность и социальное поведение. Влияние отдельных личностных особенностей на специфику поведения людей в различных сферах социальной жизни.
  • Социальная установка, или аттитюд: история возникновения понятия и изучения вопроса. Соотношение аттитюдов и ценностей. Различия в общепсихологической и социально-психологической трактовках понятия «установка». Современное понимание  аттитюдов в социальной психологии. Структурные компоненты социальной установки. Основные функции аттитюда. Теоретические представления об источниках формирования социальных установок.
  • Аттитюды и реальное поведение («загадка Лапьера»). Объяснительные модели связи аттитюда и поведения. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения. Факторы усиления связи между социальной установкой и поведением.
  • Поведение как фактор изменения социальных установок. Поведенческий и когнитивный подходы. Феномен когнитивного диссонанса: теоретические и экспериментальные разработки. Проявления когнитивного диссонанса в повседневной жизни. Влияние современного российского общества на формирование социальных установок.
  • Понятие «Я» личности. Я – концепция как составляющая «Я» личности. «Установочные» компоненты Я – концепции. Трактовка Я – концепции как установки на себя. Основные модальности самоустановок. Структура и динамика Я – концепции. Я – концепция и идентичность. Я – концепция и здоровье личности.
  • Самооценка как оценочная (аффективная) составляющая Я – концепции. Социально-психологические источники формирования самооценки. Самооценка – самоуважение – чувство собственного достоинства – уверенность в себе. Универсальные аспекты самооценки (самоэффективность, самоценность) и социальный контекст жизни.
  • Я – концепция и Я – схема.  «Семейство» Я как множественность Я – схем. Роль Я – схем в переработке социальной информации. Я – схемы и поведение. Основные значения Я – концепции. Мотивационный аспект Я – концепции. Влияние Я – концепции и отдельных её компонентов на психические процессы и поведение личности.
  • Понятие роли. Сущность ролевого поведения. Множественность социальных ролей и связанных с ними ожиданий. Соотношение роли и статуса. Основные компоненты и характеристики роли. Факторы, влияющие на процесс реализации роли. Ролевое оценивание и санкции. Психологические роли личности, их специфика, освоение и основные разновидности.
  • Понятие гендерной роли. Специфика гендерных ролей. Гендерный фактор в социально-психологических исследованиях.
  • Роль и «Я» личности. Степень организмического  включения в роль. Деиндивидуализация  и ролевое поведение. Экспериментальное исследование деиндивидуализации.
  • Ролевой конфликт и его источники. Ролевой конфликт и маргинальная личность. Последствия ролевого поведения для личности.

Тема 2. Управление развитием и обучением персонала в организации: менеджмент обучения персонала.  Методы выявления потребности в обучении у персонала

  •  Развитие и обучение в системе управления персоналом. Виды обучения персонала разных категорий в организации. Обучение, как способ развития персонала.
  • Разработка и внедрение системы развития и обучения. Анализ потребности в обучении персонала. Планирование обучения и развития персонала с учетом стратегических целей работы компании. Определение краткосрочных и долгосрочных целей обучения. Определение методов и форм обучения в зависимости от целей обучения и экономической целесообразности.
  • Документальное оформление системы развития и обучения. Пакет документов. Положение по обучению и развитию персонала. Выявление потребностей в обучении (способы диагностики и анкетирования потребностей в обучении и развитии персонала разных категорий)

Тема 3.  Профессиональное становление. Управление карьерой

  • Типы и стадии карьеры. Целеполагание в карьере и карьерное планирование. Основные модели и стратегии карьеры. Критерии и факторы карьерного успеха. Гендерные  аспекты карьеры.
  • Карьерный самоменеджмент. Направляющие вопросы. Баланс успехов и неудач. Сильные и слабые стороны. Анализ «цель-средство». Диагностика и развитие карьерной одаренности. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала.
  • Современные методы самопрезентации и планирования карьеры. Карьерные кризисы на ранних этапах планирования карьеры и технологии их преодоления. Технология составления портфолио как метода самопрезентации молодого специалиста.
  • Тренинги «Управление карьерой». Информационно-диагностический блок. Презентационный блок. Интегрирующий блок.
  • Проектирование тренинга управления карьерой. Подготовка и проведение тренинга управления карьерой. Психологические основы проведения тренинга управления карьерой.

Тема 4. Методы активного социально-педагогического обучения

  • Активные и традиционные методы обучения, их отличие. Понятие об активном социально-психологическом обучении. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения, их классификация.
  • Дискуссионные и игровые методы обучения. Групповая дискуссия, деловые и ролевые игры, психотехнические упражнения как основные методы активного социально-психологического обучения. Технология использования дискуссионных методов в обучении. Механизмы убеждающего и психокоррекционного воздействия на человека при применении дискуссионных методов обучения. Сущность и содержание дискуссионных методов: групповой дискуссии, «сократической беседы», «интеллектуальной разминки», метода анализа конкретных ситуаций (инцидента, кейс-метода), «мозгового штурма», «круглого стола».
  • Социально-психологический тренинг - комплексный метод и организационная форма активного социально-психологического обучения Психологическое содержание активных методов обучения. Формирование психического в деятельности. Учение как процесс усвоения обучаемым различных видов человеческой деятельности. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом обучении. Содержание и особенности применения социально-психологического тренинга (СПТ) как метода и организационной формы активного социально-психологического обучения. Психологические механизмы развивающих и психокоррекционных эффектов в СПТ. Организационные формы проведения СПТ (интенсивный курс, регулярные занятия, эпизодические встречи). Структурные элементы тренировки, их назначение и алгоритм реализации. Стили ведения тренировок (свободное, программное, тематическое) и возможности их использования при проведении занятий с различными категориями обучаемых. Требования к материально-техническому и методическому обеспечению занятий. Социально-психологический тренинг сензитивности как составная часть СПТ межличностного общения. Зависимость эффективности общения от степени развития перцептивных возможностей человека. Определение сензитивности, ее виды.
  • Понятие межличностной ситуации. Основные принципы активного социально-психологического обучения. Оценка результативности активного социально-психологического обучения. Психолого-педагогические условия эффективности социально-психологического обучения. Содержание, организация и проведение социально-психологического тренинга межличностного общения.
  • Методика подготовки и проведения деловых и ролевых игр. Технология использования тренинга и игр в целях личностного роста людей, развития их креативности. Подходы к классификации деловых игр и причины их различий. Понятие об имитационных, инновационных деловых играх, организационно-деятельностных играх. Подготовка, конструирование деловой игры. Имитационная и игровая модель деловой игры. Разработка целей игры, сценария игры (предмета игры, содержания противоречия или конфликта, способа генерирования событий в игре, общей и графической моделей взаимодействия участников игры, характера двуплановости), комплекта ролей и функций игроков, правил игры, системы оценивания. Методическое обеспечение деловой игры. Методика непосредственного проведения деловой игры ее руководителем.

Тема 5. Бизнес тренинг: организация обучения. Алгоритм построения тренинговой  программы

  • Особенности обучения персонала на предприятии. Обучение и развитие персонала. Этапы обучения персонала: планирование, организация и оценка эффективности проведенного обучения. Виды обучения персонала. План по обучению персонала (бюджет).
  • Бизнес тренинг и его специфика. Особенности снятия заказа. Понятия контракта для решения организационных задач. Цели тренинга и его результативность. Динамика тренинговой группы. Приемы получения обратной связи по результатам проведения тренинговой группы. Правила подачи и восприятия обратной связи.
  • Личность тренера как ресурс, развитие компетенций в области коммуникации, лидерства, целеполагания, планирования, принятия решений, умения управлять неопределенностью, системного видения, анализа и рефлексии. Личный стиль ведения тренингов: роль и позиция тренера в тренинговой группе. Профессионально важные качества ведущего психологического тренинга. Цели  и виды психологического тренинга в бизнесе. Способы принятие общегрупповых решений. Понятие конфликта. Способы его разрешения. Принципы командообразования. Основные методы и приемы работы на тренинге. Виды тренинга и специфика их проведения. Понятие эмпатии и рефлексии. Супервизия тенинговой работы.
  • Практика: бизнес тренинг: работа над основными понятиями и хронологией, подготовка и защита авторского проекта: тематического психологического тренинга, супервизия тренинга.
  • Разработка и согласование тематики и содержания тренинга. Цели тренера, заказчика и участников. «Трехногая табуретка» успешного тренинга. Раздаточный материал для участников. Стандарты программы тренинга. Основные пункты программы. Ингредиенты и «начинка» полезного тренинга.   Этап взаимного представления. Презентация тренинга и его основных блоков. Этап сбора ожиданий участников от тренинговой программы и их коррекция. Выработка групповых норм и правил.
  • Основная часть тренинга. Особенности мини-лекций и презентаций. Соотношение информационных и практических блоков. Демонстрации, упражнения на отработку навыков. Продолжительность учебного модуля.
  • Завершение тренинга. Анализ результатов, выводы. Посттренинговая диагностики. Анкеты обратной связи         

 Тема 6. Тренинг личностного развития.

  • Сущность технологии тренинга личностного роста, его цели и задачи. Коррекция самооценки как одна из задач тренинга личностного роста. Содержание занятий и анализ ситуаций, возникающих в процессе тренинга личностного роста. Процедуры, завершающие тренинг личностного роста. Социально-психологический тренинг креативности: понятие, история, концептуальные основы. Психотехнические упражнения, направленные: на осознание того, что такое креативность, каковы ее барьеры и этапы креативного процесса; на развитие креативности; на личностную поддержку участников тренинга.
  • Особенности подготовки и проведения социально-психологического тренинга креативности. Психотехнические упражнения и игры для развития мышления. Психотехнические упражнения по развитию внимания и самоконтроля. Психотехнические упражнения по развитию воображения и саморегуляции. Психотехнические упражнения и игры в обучении технике релаксации.
  • Развлекательные, занимательные и подвижные игры и их место в личностном развитии людей. Специфика применения тренинга личностного роста в практической деятельности психолога.

Тема 7. Тренинг клиентоориентированности

  • Структура и особенности проведения тренинга клиентоориентированности. Техники и технологии тренинга: методы используемые в тренинге.
  • Технологии холодных звонков: телефонное интервью.
  • Основной элемент клиенториентированности компании - целевой подход к работе. Дифференциация клиентов в зависимости от их соответствия тем или иным критериям в плане проводимой компанией политики. Выстраивание собственной системы отношений между клиентом и компанией с целью максимальных прибылей от сотрудничества.
  • Программы лояльности. Привлечении и удержание новых клиентов.
  • Технологии тайного покупателя, приемы и особенности проведения в разных компаниях (сервис, клиентоориентированность).

 Тема 8. Тренинг лидерства и командообразования

  • Тренинг командообразования и специфика его  проведения: верёвочные курсы в «чистом виде» (спортивное ориентирование, игры в «Зарницу» и прочие аналоги «Форда Баярд» - эти программы объединяют отсутствие психологической (обучающей) составляющей); бизнес-симуляторы  (тренинговые программы, обязательным условием которых являются сюжетные игра, направленные на общекомандную созидательную деятельность); «бутерброды» (тренинги, классические по форме проведения,  отрабатывающие различные аспекты командной работы: коммуникацию, компетенции, командные роли, целеполагание, планирование и т.д.)
  •  Создание эффективной команды по составляющим блокам. Творческая самореализация в команде. Внутрикомандный самоконтроль и выработанные критерии результативности. Формирование и развитие командных умений и командной «зрелости».
  • Концепция тренинга командообразования Team Spirit. Социально-психологические закономерности жизни коллектива: закономерности существования и развития малых групп; техники и упражнения – их эффект должен переноситься на реальное рабочее взаимодействие; отработка командных ролей, управляемая групповая динамика тренинга.
  • Разработка  программы по командообразованию: качественная отработка каждой фазы в тренинге, четкое понимание критериев результата каждого этапа, отслеживание и регулировка динамических процессов, адекватное реагирование на отклонения в поведении участников, влияющих на работу группы, оценка состояния группы, стрессоустойчивость. 
  • Разогревающие упражнения: функция регулировки динамических показателей, а также используются для воздействия на эмоциональный фон. 

 Тема 9. Технологии управления эффективностью в бизнес-тренинге

  • Особенности обучения и развития взрослых людей. Четырехступенчатая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации, получение непосредственного опыта, наблюдение и обсуждение того, что узнал, теоретическое обобщение, самостоятельная проверка новых знаний и применение их на практике
  • Особенности концентрации внимания и памяти человека. Типы участников тренинга. Групповая динамика в тренинге. Четыре типа участников тренинга. Особенности поведения. Потребности в процессе обучения. Как грамотно работать с каждым типом участников в тренинга.  Фазы, которые проходит группа в своем развитии
  • Как создать условия для слаженной и эффективной работы группы. Как использовать закономерности фаз развития группы в тренинге. Методы активизации группы участников. Использование «умных упражнений» «Энерджайзеры» Групповые активизаторы.
  •  Виды персонала. Виды обучения. Формы обучения: лекция, семинар, тренинг. Классификация тренингов по форме проведения, составу групп, организации обучения, тематике и направлениям. Выбор формата: отдел обучения и развития, корпоративный учебный центр, корпоративный университет, отраслевые университеты и учебные центры. Самообучающаяся организация. Цели корпоративного обучения и критерии оценки его эффективности.
  • Планирование обучения. Организация обучения. Документальное оформление  и информационное обеспечение системы обучения и развития персонала. Подготовка предложений по совершенствованию системы обучения персонала в компании. Определение потребностей в обучении персонала в компании. Способы выявления потребности в обучении. Структура предтренинговой анкеты

Тема 10. Коучинг как метод обучения и развития

  • Основы успешного коучинга. Цели и принципы коучинга. Устойчивые результат внедрения коучинга в работу компаний. Как коучинг влияет на достижение успеха. Ключевое отличие коучинга от других методов обучения.
  • Технологии коучинга. Лучшие практики коучинга. Ключевые аспекты формулировки результата. Демонстрация коучинг-сессии

Тема 11. Профессиональные компетенции бизнес-тренера

  • Личность тренера. Профессиограмма бизнес тренера: основные компетенции. Лидерство или харизма. Специализация и образ жизни тренер.
  •  Модели и роли поведения в тренинге. Умение отвечать на каверзные и острые вопросы аудитории: управление вниманием в тренинге. Как устанавливать контакт с аудиторией. Использование «визуальных помощников».
  • Личностный рост и профессиональное развитие тренера. Стресс-менеджмент в работе тренера. Способы восстановления после тренингов.
  • Самопрезентация тренера. Уровни самопрезентации тренера. «Закон пирамиды» в самопрезентации.
Курс для меня был полезен, были представлены интересующие меня темы, разобраны актуальные для меня вопросы. Понравилась подача информация, наглядная демонстрация, отработка на практикеБлохина Оксана Владимировна
Данный курс для меня актуален. Получила много ценной информации, практических навыков. Получила море позитивных эмоций, качественных знаний. Очень понравился лектор, Марина Валерьевна доносила информацию доступно и качественноСкрипец Софья Павловна
Знания и навыки которые я получила, в дальнейшем помогут мне в практической работе психологом в организацииШестакова Анастасия Борисовна
Очень хотела попасть на этот тренинг. Очень благодарна Марине Валерьевне за грамотную подачу информации. Для меня были развернуто даны все аспекты ведения тренинга и отработаны практические нюансыФедорова Инна Викторовна, ООО «Барышня»
Понравились практические занятия, которые буду применять на практике. Очень полезные и дельные советы для практикующего тренера. Шикарная программа , которая полностью соответствовала запрашиваемой информации. Спасибо вам большое!Галина Сергеевна
Информация полученная в ходе обучения была актуальной, систематизирова нной, доступной для понимания. Понравился способ донесения информацииШахматова Наталья Юрьевна
Для меня это актуально. Особенно понравилось что вначале была дана теоретическая честь информации, далее отработали на практике, что дало все почувствовать на себеДемченко Алена Сергеевна
Понравился весь курс, полезная информация для развития. Игры и их виды в активном обученииАршуляк Анастасия Евгеньевна
Очень все понравилось. Наиболее актуальное, нужное, интересующее лично для меня – это виды и структура различных тренинговых программЛожкина Анастасия Павловна